Архив новостей

РМО воспитателей в д/с «Теремок»

На базе детского сада «Теремок» Исетского района Тюменской области 21 декабря прошло второе заседание РМО воспитателей по теме «Совершенствование воспитательного процесса с целью своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их разностороннего развития и успешной социализации. Программа была очень насыщенной и интересной, сначала участникам был представлен теоретический блок. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют исправлять уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. На заседании педагоги поделились опытом организации работы с детьми, имеющими ОВЗ. Воспитатели Мякишева О.А раскрыла тему «Основы социализации и общения», а Лузина Н.С.- «Формы и методы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», также они отметили положительную динамику занятий с ребенком при активном взаимодействии со всеми специалистами: музыкальном руководителе, педагоге –психологе, воспитателе. Затем участники РМО посетили интегрированные занятия Пачежерцевой В.В(подготовительная группа «Умнята») по теме « и Ершовой О.В. (старшая группа ) по теме , на которых все присутствующие на практике смогли увидеть как непосредственно в деятельности происходит социализация «особых» детей. Также, все присутствующие педагоги имели возможность поучаствовать в совместном практическом семинаре музыкального руководителя  (педагога ДШИ) — Глазуновой С.Н. Светлана Николаевна поделилась с педагогами района методическими разработками, которые опубликовала на сайте детского сада.  Завершилось заседание мастер-классом «Новогодние бантики», который провела Пачежерцева В.В.и поздравлением с наступающим 2023 годом, в адрес всех присутствующий прозвучали пожелания здоровья, успехов и благополучия!

 «Развитие ритмической организации речи и движений у детей с общим недоразвитием речи по средствам

элементарного музицирования»

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами развития речи.

Речь – важная функций человека, нарушение которой, в той или иной степени, отрицательно влияет на психическое развитие ребёнка.

Дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют следующие проблемы:

— бывают слишком напряжены,

— нарушена эмоционально-волевая сфера,

— имеют  поверхностное дыхание, короткий речевой выдох,

— нарушена синхронность движения и речи,

— отмечается недостаточная координация во всех видах моторики (общей, мимической, мелкой, артикуляционной),

— недостаточно развито слуховое восприятие в целом.

В качестве технологии для дополнительного развития можно использовать «Элементарное музицирование».

Что же это такое?

Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально — творческой  деятельности.

Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного  всем  способа  музицирования,  но  в  основном  как  музицирование  простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, темп, ритм, динамика, тембр, регистр, фраза и т.д.

В работе с дошкольниками с ОНР нужно учитывать особенности музыкального развития. В первую очередь это некоторое снижение процессов восприятия и внимания  к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение детей с музыкой   ускоряет общее психо-физическое развитие дошкольника.

Слушание музыки –  важная часть коррекционных занятий. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. Важно не только слушать, но и слышать музыку. Задача педагога правильно подобрать для конкретной формы работы музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия на создание нужного фона настроения.

Не менее важной задачей на музыкальных занятиях  является развитие у детей  способности к пению. Как известно детям с ОНР свойственна интонационная бедность. Дыхание, как правило, поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с ОНР появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения.          Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.

Пальчиковые игры
О взаимосвязи движения пальцев, кистей рук и мозговой деятельности человека известно очень давно. Выполняя различные упражнения, через игровую деятельность, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук: кисти и пальцы рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и зажатость движений.

Еще одной важной задачей является развитие движений синхронизированных с речью.  Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Упражнения необходимо выполнять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп.

Творчество — наверное, одно из самых сложных форм работы. Ведь ребенок может свободно творить только в комфортных для него условиях. Он должен доверять и не стесняться взросло, который рядом с ним. Именно здесь музыка, как никогда, помогает. Она ведёт за собой. Все движения и действия ребёнка связаны с характером музыки. Можно показать характер музыки не только в движении, но и в аппликации и рисунке.  Интересно использовать в работе над импровизацией не только шумовые и музыкальные инструменты, но и другие интересные предметы. Например: мячи, ткань, воздушные шары.

В наше время очень полезными становятся  и релаксационные моменты в работе с детьми.  Релакс — это умиротворенное, спокойное состояние, связанное с частичным или полным расслаблением мышц, в том числе и речевые.

Пример: Музыка звуков моря, леса, пения птиц. На фоне музыки можно читать красивые, спокойные стихи (позволяет детям почувствовать расслабление мышц, получить удовольствие или, в спокойной обстановке, пофантазировать)

Вот оно какое море!   Разноцветно-голубое
Волнами шумящее, чайками кричащее,
чистое, солёное, тёплое, рифлёное
С небом обнимается, Солнцу улыбается!..       Автор: Л. Зубаненко

О дельфинах всем известно —
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки,
И легки для дрессировки.     Автор: Н. Матюх

Я рисую море,

Голубые дали.
Вы такого моря

Просто не видали!
У меня такая

Краска голубая,
Что волна любая

Просто как живая!
Я сижу тихонько

Около прибоя —
Окунаю кисточку

В море голубое.   Автор: В.Орлов

 

Прекрасно, если к данной работе будут подключены и родители. Для их активизации в коррекционно-развивающий процесс полезно проводить детско-родительские занятия, где мамы и папы, бабушки и дедушки станут полноправными участниками образовательной деятельности.

 

Мастер – класс «Развитие ритмической организации речи и движений у детей с ОНР дошкольного возраста»

Цель: Представить опыт использования приемов и методов по развитию ритмической организации речи и движений у дошкольников на музыкальных занятиях.

Ход мастер-класса:

« Жизнь есть музыка с ее живым  

и творящим ритмом»

(Э. Жак-Далькроз)

 

Ритм – обязательный компонент выразительной человеческой речи. Поэтому  важно развивать у детей ритмичность. И особенно важно, если перед вами ребенок с ОНР.

Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми приемами, которые я использую на музыкальных занятиях в работе над развитием ритмической организации речи и движений у детей с ОНР.

1.«Веселые ритмы»

Цель: знакомство с музыкальными длительностями, составление и исполнение ритмических рисунков.

Реквизит: Карточки с длительностями, видеоролик с ритмическим рисунком под музыку.

У меня в руках 3 карточки с длительностями нот.
— Как вы думаете, под каким номером изображена самая длинная, долгая длительность?

(Кто ответил, прошу пройти ко мне, а по пути пригласить еще и друга, и выбрать карточку с любыми длительностями)

— Какие из них самые короткие?

— Ну, а это что тогда за длительность?

А сейчас давайте познакомимся, непосредственно, с длительностями….

Скажите, а могу ли я вам сейчас их исполнить не имея в руках никакого шумового, ударного инструмента?….

Самый древний инструмент, которым мог пользоваться человек – это наш тело.

(исполняем звучащие жесты)

ЧЕТВЕРТНАЯ – ТА – участники выбирают жест

ВОСЬМЫЕ – ТИ-ТИ – жест.

ШЕСТНАДЦАТЫЕ – ТИ-РИ-ТИ-РИ – жест

Раздаю карточки, участники должны встать в любом порядке (получается ритмический рисунок) зал хлопает. (если участники  встанут в другом порядке, то ритм изменится)

Ритм под музыку. «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЁШКИ» Хлопаем ритм и обязательно проговариваем ритмослоги.

 

2.« Мой весёлый, звонкий мяч»

Цель:  Развитие координации моторики и речи.

Реквизит: мячи.

Для работы с ритмическими рисунками  мы, с детьми, используем не только  звучащие жесты и шумовые инструменты.  Порой нам в этом помогают необычные предметы….Например, мяч. Работать с ним не просто. Нужна большая предварительная работа.
(манипуляции с мячом: перебрасываем из руки в руку, подбрасываем, ударяем о пол.)

читаем стихотворение и четвертными длительностями ударяем мячом о пол.

С. Маршак «Мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.

Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул вот и все!

— Ну, а сейчас, мы свами исполним небольшой номер с мячами. А вы дорогие зрители будете нам помогать хлопками, щелчками . (зрители делятся  на две команды, одни выполняют хлопки, другие – щелчки.)

НОМЕР (Ритмический оркестр: по команде ведущего 1группа выполняет упражнения с мячом, 2 – хлопает, 3 – выполняет щелчки).

 

3 ПЕРЧАТКИ с пуговками

Цель: развитие мелкой  моторики.

Реквизит: перчатки с пришитыми пуговками.

Надеваем на руки перчатки и поочерёдно соединяем 1 палец со 2,3,4,5.

Импровизируем под музыку.

(рефлексия: участники импровизируют любыми длительностями).

 

Стихи – это ритм……

Звучит музыка – в ней ритм……

Всходит и заходит солнце, подчиняясь космическому ритму…..

Своей чередой приходят осень, зима, весна, лето…… Это ритм природы……

Ну, а если вы слышите ритм своего сердца….. То жизнь продолжается…

 

педагог ДШИ Глазунова С.Н.