Архив новостей

Исетский д/с «Солнышко» — участник методической выставки -конкурс «Современная образовательная среда детского сада» 2021

Коллектив нашего детского сада, принял участие в областной методической выставке-конкурсе «Современная образовательная среда детского сада»2021 — направление: «Авторский взгляд на моделирование образовательного пространства  дошкольной организации»

Две недели, педагоги оформляли тематическую зону «Тайны космоса» и вот открытие зоны состоялось.

Ссылка на образовательную деятельность с детьми — https://youtu.be/1djy8IuE8Lc

Цель пособия: Формирование у дошкольников элементарных представлений о космическом пространстве.

Задачи пособия:

Обучающие

  1. Мотивировать дошкольников к использованию разных источников информации
  2. Формировать и обогащать знания о Вселенной.

Развивающие

  1. Развивать познавательные интересы детей о солнечной системе.
  2. Расширять знания детей о покорителях Космоса
  3. Активизировать словарь по теме «Космос».

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
  2. Воспитывать любовь к своей планете. 

Принципы построения предметно-развивающей среды

Образовательная среда, созданная руками педагогов детского сада, соответствует современным требованиям построения РППС.

1) Насыщенность среды — соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. В средней группе детей знакомим с темой «День космонавтики. Звездолёты»; в старшей группе – работаем над темой «День космонавтики. Космонавты»; в подготовительной группе  — «День космонавтики. На космических орбитах — далёкие планеты»

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (Зоны «Созвездия», «Солнечная система», «Покорители космоса», бизиборды, «Звездолёты»). Она обеспечивает:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (воздушные шарики);

— двигательную активность, участие в подвижных играх и соревнованиях, т.к. расположена в широком коридоре, где можно собрать детей и провести познавательные беседы и спортивные игры; для проведения «Веселых стартов» можно пройти в рядом расположенный с зоной «Тайны космоса» — спортивный зал.

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением – дети с удовольствием рассматривают и занимаются созданную образовательную среду;

— возможность самовыражения детей – во время организованных бесед с детьми, они делятся уже имеющимися знаниями о космосе, которые получили из мультфильмов, книг, телепередач и интернета.

2) Трансформируемость и полифункциональность —  созданная образовательная зона, предполагает возможность изменений размещенных материалов в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.

Например, когда дети хорошо запомнят размещенные созвездия, можно будет оформить другие; можно разместить зодиакальные созвездия в соответствии со временами года. Свободную площадь в образовательной зоне, можно изменить, используя лэпбук «Космические эксперименты», мягкие  модули – для создания ракеты или лабиринтов на других планетах.

3) Вариативность образовательной зоны:

— наличие различных зон для образования детей (дидактические игры, конструирования из плоскостных геометрических фигур, экспериментирования с шариками), дети по желанию могут выбрать понравившуюся игру, используя бизиборды изучить ракету, скафандр, солнечную систему;

— Используемая интеграция образовательных областей в работе с детьми

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Физическое развитие:

4) Доступность использования образовательной зоны:

— т.к. образовательная зона, расположена в коридоре, то у детей есть свободный доступ, в том числе есть возможность у родителей вместе с детьми позаниматься, рассмотреть материалы, порисовать и полепить;

— исправность и сохранность материалов и оборудования – все материалы, используемые в лэпбуке или на стене – полностью заламинированы, поэтому их можно использовать в течение долгого времени,  воспитатели и родители могут взять карточки в группы / домой для свободной организации детской деятельности.

5) Безопасность – Все материалы, использованные в образовательной среде хорошего качества и соответствуют возрастным возможностям детей. Размещенные бизиборды, имеют сертификаты качества и безопасности их использования; образовательная зона находится в хорошо освещенном искусственным светом помещении.

Описание практики работы с детьми в организованном пространстве

Образовательная зона создана для организации образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Образовательная зона «Тайны космоса» состоит из 3 развивающих центров — оформление на стене, лэпбук «Ракета СОЮЗ» и Небесное пространство.

Образовательная зона «Тайны космоса».

Оформленная на стене развивающая зона, состоит из 4 центров:

1 центрКомплект бизибордов «Космические чудеса» — состоит из «Ракеты», «Космонавта», «Солнечной системы» и «Спутника». Для работы с каждым бизибордом, педагогами детского сада, разработаны методические рекомендации.

Используемые в бизибордах разноцветные дверки, застежка и различные лабиринты помогают детям развивать мелкую моторику рук, учат логически мыслить и развивать познавательные навыки.

Педагогами детского сад изготовлены макеты ракеты и космонавта, с отверстием для лица. Родители с удовольствием сфотографируют своих детей.

 2 центр – «Покорители космоса» — помогает воспитателям рассказать, а детям познакомиться с первыми покорителями космоса Белкой и Стрелкой, а также с  летчиками – космонавтами совершившими знаковые полеты в истории космонавтики: Юрий Гагарин – первый летчик-космонавт; Герман Титов – второй летчик космонавт, он полетел в космос через 4 месяца в августе; Валентина Терешкова – первая в мире женщина космонавт; Георгий Гречко – 3 раза летал в космос; Алексей Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос; Светлана Савицкая – первая женщина космонавт, вышедшая в открытый космос.

3 центр – «Планеты Солнечной системы» — 9 планет, расположены в ряд, в соответствие с их расположением в солнечной системе.

Меркурий — самая ближайшая к солнцу планета, она движется по небу быстрее других планет;

Венера – является второй по удалённости от Солнца планетой Солнечной системы,  она очень похожа на Землю, поэтому ее считают сестрой Земли.

Земля — третья по удаленности от Солнца планета Солнечной системы. Самая плотная, крупнейшая среди планет земной группы.

Марс четвёртая по удаленности от Солнца,  её часто называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности. Если на ней подует ветер, начнётся буря, которая может длиться несколько месяцев.

Эти 4 планеты – относятся к земной группе, потому что у них твердая поверхность.

Следующие 4 планеты – относятся к планетам гигантам.

Что обозначает слово гигант?  Но, они состоят из газа. Как вы думаете, можно по ним ходить, раз они состоят из газа?  Это планеты — Юпитер, Сатурн,  Уран и Нептун.

Плутон   — самая дальняя от солнца планета, её называют карликовой, на ней очень холодно. Как вы думаете почему? Средняя температура на ней – 229 гр., а у нас в Сибири, когда холодно, температура опускается только до – 45 гр.

В этой зоне мы с детьми будем играть в дидактические игры

— «Узнай планету по описанию»

Дидактическая задача: учить воспринимать описание на слух

Игровая задача: угадай о какой планете идет речь.

— «Посели животное на планету»

Дидактическая задача: определять первый звук слова; называть представителей животного мира на заданный звук; развивать фразовую речь.

Игровая задача: предлагаю игру «Посели животное на планету». У кого по окончании слов остаётся мяч, определяет на какую букву начинается планета и вспоминает животных, которые начинаются на эту букву: Марс – Я поселю на Марс мышку и медведя, Сатурн – собака и т.д.

 4 центр – «Созвездия» — В этой зоне дети познакомятся с небесной вселенной и узнают о множестве разнообразных созвездий в ней.

На 1 этапе – размещены самые известные всем людям созвездия Большой и малой медведицы, Кассиопея, Лебедь, Рыба.

Со временем, созвездия будут меняться на другие, например на созвездия по знакам зодиака.

В этой зоне мы с детьми будем играть в дидактические игры

— «Мое созвездие»

Дидактическая задача: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Игровая задача: Я вам приготовила схемы созвездий. Для начала рассмотрите карту схему, затем с помощью маркера нарисуйте созвездия на своих схемах.

По каждой описанной зоне, педагоги детского сада, в апреле —  планируют провести проектную деятельность.

Лэпбук «Ракета Союз». Лэпбук представляет собой раскрывающуюся папку, изготовленную в виде ракеты. На боковых стенках имеются 2 иллюминатора. Лэпбук можно переносить  в группы, для проведения игр, рассматривания фото и знакомства с различной дополнительной информацией по теме «Космос»:

—  фотографии космонавтов на орбите и в космическом корабле,

—  загадки и стихи о космических объектах,

—  дидактическая игра «Найди ракету пришельцев» —  К нам пришельцы прилетели

На какой ракете сели?

Ты внимательно смотри

И ракету ту найди.

Дидактическая задача: закрепить с детьми геометрические фигуры.

Игровая задача: Внимательно рассмотри картинки с пришельцами и определи, на какой ракете прилетел каждый пришелец.

дидактическая игра «Динозаврики» — Динозаврик потерялся

Он совсем один остался

Где он жил, найди планету

Ведь друзей у него нету.

     Дидактическая задача: закрепить с детьми цвета и понятия большой, средний, маленький.

Игровая задача: Ребята, у вас есть большие, средние и маленькие динозавры. Поселите больших динозавров на большой планете, средних – на средней планете, а маленьких — на маленькой.

—  дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру» — Космонавтам для полета

Нужен всем скафандр

Ну-ка быстро посмотрите

И скафандр подберите.

 

Дидактическая задача: закрепить с детьми понятия высокий — низкий / большой-маленький.

Игровая задача: Чтобы космонавт мог выйти в открытый космос ему нужен скафандр. Перед вами три космонавта. Покажите самого высокого, самого низкого. Давайте подберём им скафандры по размеру.

дидактическая игра «Найди одинаковые ракеты» —  Две ракеты, две сестрицы

Сходство есть…..

Найди отличие.

    Дидактическая задача: научить детей находить картинки похожие друг на друга.

   Игровая задача: Посмотри, как много ракет прилетело к нам, давай рассмотрим их и найдём одинаковые ракеты.

настольная игра познавательное лото «Солнечная система»-Вот лото передо мной

«Солнечная система»

Выстроить планеты в ряд

Будет не проблема.

Дидактическая задача: научить детей распознавать по картинкам и называть планеты. Усложнение: давать краткое описание планет

     Игровая задача: Предлагаю поиграть в лото. Я буду называть и показывать картинку планеты, а вы внимательно рассматриваете её и ищите у себя, если она у вас есть, то сообщаете мне, а я отдаю вам карточку.

дидактическая игра «Выложи ракету» — Мы с друзьями из фигурок

Выстроим ракету

Жаль не сможем полететь

Топлива ведь нету.

Дидактическая задача: развивать фантазию и творческие способности у детей; закреплять геометрические фигуры и цвета.

Игровая задача: Белка и Стрелка, опять собрались в полёт, но их ракета уже совсем старая, давай сложим им новую ракету.

—  «Нарисуй ракету» — А над радугой ракета

Взмыла к небесам

Я такую же ракету

Нарисую сам.

Дидактическая задача: учить поэтапно, с использование пошаговых инструкций  рисовать ракету.

Игровая задача: Если ты хочешь научиться рисовать разные ракеты, то возьми в этом кармашке, карточку с понравившейся ракетой. Смотри на цифры и рисуй, начинай с цифры 1.

«Слепи ракету» — Вылеплю из пластилина –

Космонавта, а потом

Полечу с ним на ракете

Прямо в небо – Высоко!

Дидактическая задача: учить поэтапно, с использование образца, лепить ракету.

Игровая задача: К нам в гости, прилетели пришельцы – на летающей тарелке. Им очень интересно увидеть наши ракеты, но до космодрома нам ехать очень далеко. Давайте слепим ракеты. Чтобы слепить ее правильно, ты можешь взять карточку и начиная с цифры 1 – поэтапно слепить ракету.

«Запускаем ракету» — Используя обратный счет

Ракету ты отправь в полёт.

Дидактическая задача: учить дошкольников обратному счету.

Игровая задача: Чтобы отправить ракету в полёт, на космическом полигоне ведется обратный отсчет – это когда цифры, называют наоборот, от 10 до 1. Давай попробуем.

 «Небесное пространство» — Верхняя часть зоны /навесной  потолок/ украшен лёгкой голубой тканью / небо/, на его фоне размещены космические ракеты, изготовленные дошкольниками совместно с родителями.

Работая с детьми в этой зоне, можно отрабатывать навыки счета и сравнения.

 

Вывод: Созданная образовательная среда пробуждает у детей активность, даёт им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и, вместе  с тем, окружающая обстановка, когда это необходимо, даёт возможность отдохнуть, расслабиться, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию.